Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (13)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)
Севастополь. Республика Крым (0)

ОБД Мемориал

"Образовательная среда для инвалидов


Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В то же время реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. Особенно актуально это стало в настоящее время, когда произошла смена парадигмы образования: «образование в течение всей жизни», когда особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. Законодательно обучение инвалидов в Российской Федерации закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). О реализации Федерального закона об образовании инвалидов в области физической и информационной доступности на территории Свердловской области рассказала начальник отдела по работе с инвалидами Министерства социальной политики Свердловской области Новоселова Ирина Владимировна. Особое внимание при обсуждении образования детей – инвалидов школьного возраста отводилось проблеме инклюзивного образования. Было отмечено, что при всей привлекательности данной модели образования, она подходит далеко не всем категориям инвалидности. Директор Верхнепышминской специальной (коррекционной) школы – интерната им. Мартиросяна Шалган Нина Петровна говорила о необходимости сохранения специальных школ для инвалидов по зрению. В таких школах помимо получения качественного образования, дети учатся правильно относиться к своему дефекту, достойно жить, учитывая свой дефект. Именно в таких школах дети с проблемами зрения приучаются к самостоятельности, что в дальнейшем оказывает им большую услугу при интеграции в общество. Поддержала Шалган Н.П. и директор специальной (коррекционной) школы – интерната №78 Новоселова Наталья Александровна. В школе №78 в данный момент обучается большое количество детей, имеющих сложную структуру нарушений: слепота сопровождается умственной отсталостью. Для обучения таких детей даже в коррекционной школе нет надлежащего программно-методического и учебно-методического обеспечения. Как происходит процесс обучения незрячего ребенка в общеобразовательной школе, рассказал заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №14 г. Полевской Казанцев Игорь Валерьевич: нет педагогов, которые могут обучать незрячего ребенка, отсутствует необходимая физическая доступность. Получение же профессионального образования инвалидами происходит однозначно в среде сверстников без инвалидности. Какие специальные условия создаются для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья рассказали педагоги Свердловского областного медицинского колледжа и Свердловского областного колледжа культуры и искусств, Уральского Федерального университета и Уральского педагогического университета. Большое внимание при обучении студентов – инвалидов в средних специальных и высших учебных заведениях уделяется волонтерской поддержке через существование персональных помощников. Одной из проблем получения образования инвалидами является отсутствие профессионально подготовленных кадров, дипломированных дефектологов, которые будут не только обучать детей, но и консультировать учителей общеобразовательных школ, писать учебники по обучению «особого» ребенка. Информацию о ресурсах Свердловской областной специальной библиотеки для слепых в помощь специалистам, которые занимаются обучением инвалидов, предложили участникам круглого стола директор библиотеки Гильфанова Ирина Анатольевна и заведующая тифлобиблиографическим отделом Кокорина Светлана Васильевна. В работе круглого стола приняли участие директор Челябинской областной специальной библиотеки для слепых Кочутина Марина Ивановна и заведующая методическим отделом Членова Галина Александровна. Они предложили вниманию слушателей информацию о том, как происходит формирование профессиональных компетенций студентов, будущих специалистов по работе с инвалидами, на территории Челябинской области.