Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (13)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)
Севастополь. Республика Крым (0)

ОБД Мемориал

О проведении Круглого стола «Доступная книжная среда: вопросы продвижения книжной культуры в среде инвалидов»


19 ноября 2015 года в Адыгейской республиканской специальной библиотеке для слепых состоялся межрегиональный Круглый стол «Доступная книжная среда: вопросы продвижения книжной культуры в среде инвалидов», приуроченный к Году литературы в России. Обсуждение вопросов чтения в рамках Круглого стола было ориентирован на выявление уровня доступности книги и чтения в среде слепых и слабовидящих Республики Адыгея, на определение факторов, оказывающих влияние на престижность чтения как культурной ценности, сохранение книги как средства интеллектуального, творческого и духовного развития личности, повышения качества и разнообразия литературы. К разговору были приглашены специалисты министерств, ведомств, общественных организаций, кого волнуют проблемы пробуждения и поддержания интереса к чтению, воспитания художественного вкуса читателей, продвижения качественной литературы, которая питает нравственность, гражданственность, патриотизм, любовь к Родине. Председатель Комитета по культуре, делам семьи и взаимодействию с общественными организациями Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея Е.И. Салов, заместитель Министра культуры Республики Адыгея А.Ш. Сообцокова, директор Адыгейского республиканского книжного издательства Ш.И. Куев в своих выступлениях отметили, что социальный прогресс и личностный рост каждого человека невозможны без регулярного и вдумчивого чтения. Только общество, осознающее важность, значимость и роль чтения в приумножении культурного наследия страны сохраняет возможность поддержания своей самобытности и исторической преемственности поколений. О роли чтения в формировании личности, образовании, профессиональном становлении поделилась заместитель директора Адыгейской республиканской школы-интерната I-IV вида А.Х. Уджуху, представитель Адыгейского республиканского отделения Российского детского фонда А.В. Рауд, отдела по делам молодежи администрации города Майкопа К.И. Лиманская, директор Краснодарской краевой библиотеки для слепых им. А.П. Чехова С. В. Смольникова – о чтении как основе социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Председатель местной организации ВОС г. Майкопа А.Б. Хлопов, а также самые активные и давние читатели АРСБС М.М. Машина и В.М. Миникес рассказали о роли чтения в жизни людей, испытывающих проблемы при чтении плоскопечатной литературы, в их социализации и адаптации. В обсуждении вопроса создания адыгейского алфавита по системе Луи Брайля приняли участие все присутствующие, было отмечено, что чтение и письмо по Брайлю признается одним из важнейших компонентов элементарной реабилитации незрячих и слепоглухих людей, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт. Предоставление возможности учиться, читать и писать на родном языке закреплено законодательно, в том числе и для тех, кто не может, в силу недуга, читать плоскопечатный текст. Участники Круглого стола выразили озабоченность повсеместным снижением интереса к чтению и подготовили итоговый документ в котором призвали государственные органы, общественные организации, творческие союзы, средства массовой информации содействовать формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы; формировать в общественном мнении представления о ценности и значимости чтения и книжной культуры; активно продвигать тактильную систему чтения и письма по Брайлю, повышать мотивацию инвалидов по зрению к самостоятельному чтению и письму.