Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (14)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)
Крым (0)

ОБД Мемориал

Спектакль «Дядя Ваня» с тифлокомментариями в Екатеринбурге


Спектакль сопровождался тифлокомментированием. Текст лаконичного описания к спектаклю – это месяц кропотливой работы Анны Цанг и Ирины Токмаковой, тифлокомментаторов высшей категории, актрис МГТ. Тифлокомментарий был написан специально для екатеринбургских зрителей с проблемами зрения по просьбе Свердловской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих им. Д. Н. Мамина-Сибиряка (директор Ирина Гильфанова). Это дебют спектакля «Дядя Ваня» с тифлокомментариями, который состоялся именно в Екатеринбурге. Провела тифлокомментирование во время спектакля Анна Цанг. Показ был организован при поддержке Московского Губернского театра и лично С. В. Безрукова, Министерства культуры Свердловской области в рамках социокультурного проекта Библиотеки им. Мамина-Сибиряка «Театральные сезоны» (https://www.sosbs.ru/life/articles/TeatrralSezon/). «Дядя Ваня» - это уже четвертый спектакль МГТ с тифлокомментированием, на котором побывали читатели библиотеки. Ранее незрячие театралы посетили гастрольные спектакли с лаконичным описанием, в их числе музыкальный спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», романтическая драма «Пушкин» и фантасмагория по мотивам произведений Н. В. Гоголя «Сон разума». Премьера спектакля «Дядя Ваня» состоялась в Московском Губернском Театре 11 декабря 2020 года. В год 160-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова театр обратился к одному из самых известных и выдающихся произведений мирового театрального репертуара. Пьеса «Дядя Ваня» была создана автором из отредактированной пьесы «Леший», которую он написал ранее. С большим успехом пьеса была поставлена в Московском Художественном театре. Именно о ней, отвечая на вопросы актеров, автор ответил своей знаменитой фразой: «Там же все написано». Однако, как писал в своих воспоминаниях К. С. Станиславский, один раз он высказался определенно. Кто-то говорил о виденном в провинции спектакле «Дяди Вани». Там исполнитель заглавной роли играл его опустившимся помещиком, в смазных сапогах и в мужицкой рубахе. Мол, так всегда изображают русских помещиков на сцене. Боже, что сделалось с Антоном Павловичем от этой пошлости! «Нельзя же так, послушайте. У меня же написано: он носит чудесные галстуки. Чудесные! Поймите, помещики лучше нас с вами одеваются». «И тут дело было не в галстуке, а в главной идее пьесы. Самородок Астров и поэтически нежный дядя Ваня глохнут в захолустье, а тупица профессор блаженствует в Санкт-Петербурге и вместе с себе подобными правит Россией. Вот затаенный смысл ремарки о галстуке...», - вспоминал Станиславский. Режиссер спектакля Сергей Витальевич Безруков предлагает зрителю уникальное исследование драмы человеческой души, лишённой взаимной любви. Свой взгляд создатели спектакля обращают не на «драму провинциальной жизни» — главной темой спектакля становится поиск спасения, возможного только в любви. И в вере, дарующей эту любовь. Утекающая жизнь, посвященная самоедству и поклонению миражам и кумирам, только ширит пустоту, пожирая всё нежное, благородное. Неспособность, боязнь любви погружают героев в болото пошлости. Время для героев упущено, возникшие в имении Войницких страсти, как распрямившаяся пружина разрушают все вокруг и окончательно перемалывают жизнь умных, добрых, талантливых когда-то людей. «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами», — говорит дядя Ваня. И все герои истово следуют и поклоняются своим миражам и иллюзиям. И главное свойство души — любовь, здесь оборачивается или пошлым фарсом, или демонстративной жертвой, а то и просто сияет неживым, призрачным светом из прошлого. Разжечь и сохранить огонь в душе, пробудить свое сердце к взаимной любви, дарованной Богом — на мгновение это огромное, главное счастье кажется возможным для героев, но, как во многих пьесах Чехова, — не суждено, недостижимо. И, увы, слишком поздно. Атмосфера дворянской усадьбы и деревенской жизни конца 19 века, выражается в символичных деталях интерьера и костюмов, в предметах быта. При этом создатели спектакля Сергей Безруков и Анна Матисон наполнили спектакль множеством символов, олицетворяющих идею постановки. В спектакле звучит музыка Виноградова, а также первый концерт Чайковского и второй ноктюрн Шопена в исполнении Карины Андоленко. Отзывы читателей библиотеки. Елена Конюхова: «Спектакль "Дядя Ваня" мне очень понравился. Большое спасибо хочется сказать тифлокомментатору Анне Цанг. Проделана огромная работа: составлен текст тифлокомментария для продолжительного по времени спектакля. Все фразы лаконичные, но при этом точно передают действия, происходящие на сцене. Фразы тифлокомментатора хорошо вписываются между репликами актеров. Спасибо большое коллективу Московского Губернского театра за подаренные нам положительные эмоции». Дарья Аброськина: «Сегодня, друзья, снова об этом! О возможности и опыте лицезреть спектакль — шедевр профессионализма и искусства(!) с тифлокомментированием "Дядя Ваня". В главной роли народный артист РФ и художественный руководитель Московского Губернского театра (http://m-g-t.ru/) Сергей Витальевич Безруков. «Глубоко и по-настоящему о любви, упущенных возможностях и жизни в миражах по одноименному произведению Антона Павловича Чехова». Восхищаюсь СНОВА работой всей команды МГТ и КАК ВСЕГДА лаконичным сопровождением в реальном времени тифлокомментатора высшей категории прекрасной Анны Цанг (напомню — актрисы МГТ, трудяги, невероятной девушки!). Особое внимание заслуживает то, что тифлокомментарий к данному спектаклю был написан в кратчайшие сроки специально для спектакля в Екатеринбурге 8 июня 2022 г. по запросу коллектива Свердловской областной библиотеки для слепых (http://www.sosbs.ru/), так что с ДЕБЮТОМ!». Татьяна Кирьянова: «Спектакль Чехова "Дядя Ваня" Московского Губернского театра с Безруковым окунул нас в атмосферу прошлого времени. Хорошая постановка, прекрасная игра артистов. Особо хочется отметить огромную работу по тифлокомментированию, которая была проведена для нас, незрячих людей. Эта работа была проделана в кратчайший срок. Анна Цанг, тифлокомментатор высшей категории, несмотря на недомогание, показала нам, что называется высший пилотаж, прокомментировала и описала все, что происходило в зале и на сцене. Это было так, будто мы все видели сами и присутствовали при этом. Было очень комфортно слушать текст тифлокомментария. Нам было предоставлено хорошее техническое оборудование для прослушивания. Великолепная работа Анны очень понравилась. Хочется слушать ее вновь и вновь. Большое спасибо нашей любимой библиотеке и всем, кто подарил нам этот чудесный вечер».