Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (13)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)
Севастополь. Республика Крым (0)

ОБД Мемориал

Выставка взаимных действий, голос жестов, новые ощущения и хорошее настроение


Псковские библиотекари в поисках новых точек соприкосновения писателя и читателя решили расширить пространство библиотеки и перешли на Золотую набережную – 21 мая там состоялась иммерсивная камерная выставка-променад с тифлокомментариями и сурдопереводом по произведениям Даниила Гранина «Ожившие портреты», посвящённая 100-летнему юбилею писателя. Формально-юбилейное впечатление быстро рассеялось от удивительно цельных и разножанровых историй. Эта цельность – заслуга большой команды. Над проектом работали специалисты Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих (Ирина Сивакова, Ирина Никифорова, Марина Сильверстрова), врио заместителя директора по воспитательной и социальной работе, преподаватель Снежана Власова и студенты (Виктория Бойцова, Екатерина Васильева, Светлана Авотень, Константин Уфимцев, Дарья Ямщикова) Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова, социальный педагог Марина Кураева и ученики (Алексей Логвинов, Елизавета Гавронова, Анастасия Купчик, Алексей Петров) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №5, заместитель генерального директора по научной работе Псковской областной универсальной научной библиотеки Ирина Королёва – автор данного экспериментального проекта. Действие развернулось на Золотой набережной в Пскове – незрячие, слабовидящие, глухие и слабослышащие читатели попадали на страницы книг Даниила Гранина, где проживали истории литературных героев, прототипами которых были реальные люди. Восприятие происходящего у всех очень разное. Всё, что происходило на Золотой набережной, действия героев, как персонажи взаимодействуют друг с другом описывали тифлокомментатор Ирина Сивакова и социальный педагог, сурдопереводчик Марина Кураева. В основе иммерсивной выставки - произведения «Блокадная книга», «Клавдия Вилор», «Причуды памяти» (рассказы «Голубой» и «На выставке»), «Она и всё остальное». Сама постановка – эпизоды, небольшие фрагменты из книг. Главный смысл камерного события в настроении - каждый участник сам определял степень своей погружённости в происходящие действия. «Ожившие портреты» исследуют и объединяют разные жанры: от трагедии, драмы, комедии до философии. Здесь не надо понимать сюжетную линию. Надо ощущать, слышать, наблюдать за тем, что происходит, и за собой. Быть готовым к сопереживанию, погрузиться в мир, который ничего не имеет общего с реальностью: война, голод, плен, эпатажная выставка испанского живописца, забавный пикник на даче у советского учёного и философская притча о любви. Иммерсивная выставка-променад дала читателям уникальную возможность вовлечься в действие не только эмоционально, но и физически: чувствовать запахи и прикосновения, исследовать, например, картины на ощупь. Камерная выставка, вряд ли стала одинаковой для разных людей - это сугубо индивидуальный опыт. Например, оказаться внутри книги «Она и всё остальное», пережить все события вместе с героями, услышать голос жестов учеников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №5 помогла студентка колледжа искусств Екатерина Васильева. Понимая речь наблюдением артикуляции говорящей Екатерины, мысли Даниила Гранина школьники передали без слов – все эмоции были в их движениях. И всем понятно, что «Ожившие портреты» - это не иммерсивная камерная выставка-променад, которую увидели, а выставка, которую испытали и пережили. Всё это эмоционально работает и пробуждает правильные мысли. Остаётся заметить, что прав был Даниил Гранин, сказав: «Юбилей дело отнюдь не серьёзное и не повод для размышлений о жизни, раньше надо было размышлять, юбилей нужен для того, чтобы вас всех собрать, и не тех, кто зачем-то нужен, а только тех, кто необходим».