Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (13)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)
Севастополь. Республика Крым (0)

ОБД Мемориал

Итоги социологического исследования в Якутской республиканской библиотеке для слепых


Подведены итоги социологического исследования в Якутской республиканской библиотеке для слепых В Республиканской библиотеке для слепых была принята Целевая программа «Молодое поколение» (2018-2022 гг.) в целях приобщения детской и молодежной категории читателей с проблемами зрения к чтению как к занятию, необходимому для достижения жизненных целей. В течении 1-2 квартала 2018 г. Республиканской библиотекой для слепых было проведено социологическое исследование в формате анкетирования «Библиотека для современного читателя». Цель исследования: выяснение информационных потребностей детей и молодежи с различными нарушениями зрения и их родителей. Анкеты были отправлены коррекционным образовательным учреждениям города Якутска, муниципальным библиотечным системам республики. К сожалению, не все библиотеки приняли участие в исследовании. Также анкеты заполнялись респондентами непосредственно во время посещения библиотеки. В результате проведенной работы получено всего 129 анкет, в том числе 30 анкет родителей. В эту группу в основном вошли родители тех детей, возраст которых не превышает 15 лет. Активное участие приняли Республиканская коррекционная (специальная) школа-интернат, Жатайский техникум, Республиканский техникум интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов. Из районов было получено 20 анкет из Алданской библиотеки, 2 анкеты предоставила Верхоянская библиотека. Анализ опроса детей и молодежи. По состоянию на 2017 г. в ГКУ РС(Я) «РБС» число зарегистрированных детей до 14 лет составило 246, молодежи от 15 до 30 лет – 104. Общее число анкетируемых, участвующих в исследовании – 99 (28,2 % от общего числа читателей данной категории). При этом следует отметить, что в анкетировании приняли участие молодежь до 35-летнего возраста включительно. Предложенная респондентам анкета состояла из 10 вопросов разного типа (открытые, закрытые и полуоткрытые). Также в анкету входила «паспортичка» для выяснения возрастной категории и полового признака. Респонденты по возрасту распределились следующим образом: 26 % – от 26 до 35 лет; 24 % – от 18 до 25 лет; 17% – от 7 до 9 лет; 16% – от 14 до 17 лет; 15% – от 10 до 13 лет и 1 % до 6 лет. В исследовании приняли участие в основном респонденты мужского пола – 64 %. На первый вопрос «Как Вы проводите своё свободное время?» самым популярным способом проведения досуга оказалось общение с друзьями (45%). Много времени уделяется просмотру телевизора и увлечению музыкой (по 37 %). Тревожным знаком является то, что чтение книги занимает не приоритетное место в досуге детей и молодежи. Чтение книг оказалась на четвертом месте и занимает 15 %. Несколько респондентов отметили такое времяпровождение как игры на компьютере и телефоне, собирание пазлов, отдых на природе, игры с родителями. На вопрос «Как часто Вы посещаете библиотеку?» 56 % ответили от случая к случаю, 26 % 1-2 раза в месяц, 10 % 1-2 раза в неделю посещает библиотеку. Совсем не посещает 8 % опрошенных, но при этом 2 респондента уточнили, что у них имеется большая домашняя библиотека. Далее мы решили узнать «С какой целью дети и молодежь обычно приходят в библиотеку?» 29 % ответили в целях самообразования, 23 % для подбора материала по учебе или работе, 18 % проведение досуга, 2 % общение с друзьями. Кроме того, в библиотеку незначительная часть респондентов ходит на репетиции. Отрадно, что библиотека для абсолютного большинства продолжает оставаться тем местом, где можно найти ответы на важные вопросы. «Какие мероприятия Вас интересуют, в каких из них Вы бы с удовольствием приняли участие?» Отвечая на этот вопрос, респондентам можно было выбрать несколько вариантов ответов. Большинство, 60 % пользователей, отметили творческие конкурсы, викторины. На втором месте расположились мастер-классы – 37 %. И на третьем Всероссийская акция «Библионочь» – 20 %. Тут стоит отметить, что в данной акции ежегодно принимают участие учащиеся общеобразовательных школ. Это объясняется идеей распространения информации о слепых и слабовидящих в широкий круг общества. В дальнейшем следует иметь ввиду то, что наши читатели тоже хотели бы участвовать в данном мероприятии. Далее на следующем месте расположились литературные вечера и дискуссии/диспуты (по 18 %), клубы (14 %) и выставки (8 %). Следует также принять во внимание об усилении привлекательности данных направлений. Распределение ответов превышает 100 %, так как респонденты отмечали не одну, а несколько позиций. Материал следующего вопроса может стать в некоторой степени «проверочным» для ответов на вопрос с какой целью дети и молодежь обычно приходят в библиотеку? Вопрос звучал таким образом: «Ваши познавательные мотивы чтения?». Здесь на первое место вышел ответ «потребность расширить знания о мире» (29 %), необходимость получить углубленную информацию по конкретному вопросу – 22 %; чтение обусловлено учебой – 22 %; для меня это форма самообразования – 22 %. На вопрос «Какие книги Вы хотели бы прочитать, но не смогли найти?» 90 % молодежи и подростков активно указали свои книжные потребности. В основном это издания, связанные с историей Якутии и научно-популярной литературой. А также были указаны конкретные наименования книг, такие как: Тед Уильямс «Восход теней», «Сердце теней», Тина Силиг «Почему никто не рассказал мне это в 20?», Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен», Георгий Шилин «Прокаженные», Волос Андрей «Аниматор», Чижова Елена «Китаист», «Время женщин» и другие. На конкретный вопрос «Поддерживаете ли Вы идею создания в библиотеке детского или молодежного пространства?» 99 % ответили «да». «Испытываете ли Вы потребность в творческой самореализации? Какой?». Безусловным лидером оказался ответ моделирование на 3D-принтере, при чем ответы в основном исходили не только от детей и подростков, но и от молодежи в возрасте до 25 лет. На втором месте респонденты изъявили желание реализовать себя в рисовании – 25 %. 18 % хотели бы играть на гитаре, еще 6 % - писать стихи. Кроме того, были отмечены потребности в обучении работы на Рhotoshop-е и видеоредакторе, дизайн. На довольно сложный вопрос «Считают ли респонденты серьезной проблемой то, что дети (молодежь) мало читают?» чуть больше половины респондентов ответили, что «да, нечитающая молодежь в будущем станет недумающим поколением взрослых» (55 %), «нет, жизнь меняется – меняются интересы молодежи» (31 %), затруднились ответить – 14 % «Какой должна быть современная библиотека?». Читатели видят современную библиотеку просторной, тихой, с большим количеством интересных книг, мягкой и специализированной мебелью, множественными комнатными растениями. Библиотека должна, по их мнению, располагаться на доступном месте, иметь материально-техническую оснащённость. В ней должен работать обученный, приветливый персонал. Библиотека должна оправдывать себя как храм культуры. Большое количество респондентов пожелали внедрить электронную или виртуальную библиотеку со всеми поисковыми запросами. Молодежь хочет скачивать аудиокниги из сайта библиотеки. Один респондент предложил «вместо обычных книг ввести электронные книги». Немаловажным компонентом для них является доступ к мировой литературе. Молодежный круг читателей хотела бы добавить в фонд библиотеки побольше якутских книг, научной литературы, биографии разных звезд, комиксы. Респонденты подчеркивают, о необходимости выделения отдельного молодежного пространства в библиотеке. Были и такие ответы как «библиотека должна заниматься пропагандой чтения среди подрастающего поколения, освещать деятельность на страницах СМИ и ТВ». Многие пользователи мечтают о синтезаторе речи, который озвучивал бы якутские символы и предлагают сотрудничать с приложением на якутском языке (алфавит на якутском языке). Анализ опроса родителей. В современном мире остро стоит вопрос возрождения традиции семейного чтения. К сожалению, хранимая многими поколениями наших предков славная традиция со временем утрачивает свою значимость. В первую очередь, причиной этому явлению ставится повсеместное развитие теле-, видео- и компьютерной техники. Для того, чтобы выяснить, состояние семейного чтения среди наших читателей, было проведено анкетирование и для родителей. Из первого вопроса выясняется, что все родители без исключения читают своему ребёнку книги, разница лишь в том, как часто это происходит. Ответы разделились таким образом: 30% читают ежедневно, 30% – несколько раз в неделю и 40% – редко, когда есть время. Ответ «нет, не хватает времени, не вижу в этом необходимости» никто не выбрал. Родители читают по просьбе ребенка в 36 % случаях, по своей инициативе – 50 %. А также были указаны такие ответы как с рождения. На вопрос «Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком?», положительно ответили 76 % опрошенных, 24 % не обсуждают. 43 % опрошенных родителей ответили, что у ребенка есть домашняя библиотека. У 6 % отсутствует домашняя библиотека. Остальные не ответили на данный вопрос. По мнению родителей, их ребенок предпочитает больше всего энциклопедии и книги, познавательного содержания (36 %), сказки (26 %), литературу о природе (13 %), стихи (6 %), также родители выделяют интересными рассказы о детях и фантастику. Нет определенных предпочтений ответили 13 % респондентов. С ребенком в библиотеку ходят 53 % родителей, остальные 47 % не ходят в библиотеку (некоторые из них обосновывают это, что у них домашняя библиотека). Сами родители с интересом читают периодическую печать (журналы, газеты) (33 %), познавательную и художественную литературу читают по 20 % респондентов. 73 % опрошенных считают чтение полезным занятием и 27 % хорошим средством развлечения, времяпрепровождения. 50 % родителей согласны с точкой зрения, что семейное чтение является ценностью национальной культуры. 13 % посчитали это мнение преувеличением. Затруднились ответить 6 %. Судя по ответам открытого вопроса «Какой должна быть современная библиотека?», родители больше желают перейти из реального пространства в виртуальное, предпочитают онлайн услуги. Так, они хотят больше самообслуживания, модернизации, с использованием современных технологий. В частности, выделяют как необходимым компонентом сайта библиотеки предварительный онлайн-заказ книг. Респонденты представляют современную библиотеку удобной и комфортной, а самое главное доступной по всем параметрам. В целом, наши мнения с современными читателями сходятся в отношении того, что библиотека должна быть синтезом технологий и культуры. В результате проведенного анкетирования были выявлены проблемы, волнующие читателей, их интересы, информационные потребности. Предложения заслуживают внимания, многое из того, что предлагают респонденты, несомненно, будет способствовать улучшению деятельности библиотеки. Подводя итоги исследования пользователей были выделены основные моменты и рекомендации для совершенствования различных библиотечных процессов. Полный текст размещен на сайте библиотеки в разделе «Методические издания» http://rbs.sakha.ru/wp-content/uploads/2018/09/anketa.pdf Зав. методико-библиографическим отделом ГКУ РС(Я) «РБС»