Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (14)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)

ОБД Мемориал

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ


В современном обществе библиотека для слепых является гарантом обеспечения равного и свободного доступа к информации инвалидов по зрению. Сегодня успешно решать задачи по социокультурной адаптации этой категории граждан библиотеке помогает социальное партнерство. Потенциал Мурманской областной специальной библиотеки для слепых, информационные ресурсы и 45-летний опыт работы позволяют ей исполнять роль связующего и координирующего звена, объединяя целый ряд государственных, общественных служб и организаций, занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время постоянными социальными партнерами библиотеки являются более 30 различных организаций, в том числе 13 муниципальных публичных библиотек, 12 коррекционных образовательных учреждений. Основой для плодотворного сотрудничества с образовательными учреждениями области стало открытие в них библиотечных пунктов. Начиная с 1993 г. специальная библиотека является объединяющим центром для учителей-дефектологов, тифлопедагогов, логопедов – специалистов коррекционного образования Мурманской области. Также она выступает инициатором обобщения, продвижения, в том числе публикации, опыта работы с детьми-инвалидами. Вплоть до 2011 г. встречи для обсуждения проблем работы с такими детьми проходили исключительно на базе библиотеки. Наиболее эффективной формой их проведения стал ежегодный День специалиста, программа которого включает книжные выставки, обзоры литературы, выступления педагогов по заявленной теме. Со временем такие встречи стали популярными среди тифлопедагогов и помогли им укрепить партнерские связи со специалистами из целого ряда городов Мурманской области: Североморска, Апатитов, Кировска, Мончегорска, Колы, Оленегорска. С 2007 г. проводятся выездные Дни специалиста на базе дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида Мурманской области с целью обмена опытом работы с детьми-инвалидами. Каждое такое мероприятие посвящается какой-либо актуальной теме. В 2007 г., например, библиотекари совместно с педагогическим коллективом МДОУ № 25 г. Мончегорска провели встречу по теме «Формирование социальной компетенции родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья». К участию были привлечены представители общества слепых, которые поделились своими наработками. В 2008 г. состоялся День специалиста по теме «Создание развивающей среды в детском саду для детей с нарушением» на базе МДОУ № 46 г. Апатиты. Достижением коллектива стала организация экологической среды для развития зрительных представлений у детей с нарушением зрения. В 2009 г. на базе МДОУ № 6 г. Оленегорска проведен День специалиста по теме «Инновационная модель организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Здесь специалисты широко применяют на практике рекомендации офтальмолога В. Ф. Базарного. Дни специалиста включаются и в комплексные мероприятия. Например, в 2010 г. они проводились в рамках тифлосессии, где также были представлены книжные выставки и электронные презентации. Один из них состоялся на базе библиотеки для слепых, второй – с выездом в г. Апатиты в стенах центральной городской библиотеки. Посвящался он теме «Арттерапия в работе с детьми с нарушением зрения». Стремительный темп современной жизни все больше приводит к потере интереса к чтению, литературе, искусству, живому общению, а зависимость большинства населения страны от компьютера и телевизора – к ухудшающимся показателям здоровья, особенно у детей. Это заставляет педагогов дошкольных образовательных учреждений, куда поступают такие дети, подбирать различные программы, технологии, способные противостоять могуществу техники. Прежде всего это касается детей, у которых наблюдается патология зрения, являющаяся причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в их развитии. Артпедагогика в сочетании с арттехнологиями – эффективный способ оказать положительное воздействие на ребенка-инвалида. Поэтому мероприятие привлекло многих специалистов Мурманска, Колы, Кировска, Полярных Зорей. Почему именно Апатиты были выбраны местом проведения такого масштабного мероприятия? Видимо, потому, что работающие там специалисты-дефектологи из ДОУ № 46 и ДОУ № 59 неравнодушно относятся к своей профессии, отслеживают всё новое в теории коррекционного воспитания детей, активно внедряют это в практику работы, и им есть чем поделиться с коллегами. В рамках Дня специалиста представила собственный опыт и наша библиотека, раскрывая технологию создания тактильной книги для детей с нарушением зрения. Ее сотрудники библиотеки вдохновили своих партнеров на создание тактильных рукодельных изданий – одна за другой тактильные книги, выполненные руками воспитателей, появляются в детских садах. Обязательным для библиотеки при проведении подобных мероприятий является последующий выпуск библиографических изданий по заявленной теме. Событием 2011 г. стало проведение межведомственного научно–практического семинара «Литературное чтение как средство всестороннего развития дошкольника в условиях комбинированного ДОУ» на базе ДОУ № 46, в котором также участвовали специалисты из многих городов Мурманской области. На нем прозвучало много интересных докладов, таких как «Духовная литература для воспитания духовных потребностей детей», «Диалоги о поэтической литературе для детей. Развивающие стихи как средство обогащения образовательного процесса в области «Познание» у детей с амблиопией и косоглазием», «Формирование у детей интереса к книге на коррекционных занятиях тифлопедагога». Участникам мероприятия были даны рекомендации логопеда, как помочь ребенку стать читателем. На семинаре выступил преподаватель Мурманского гуманитарного университета, в стенах которого идет подготовка будущих педагогов. Не первый год поддерживаются тесные связи с университетом – ранее уже осуществлялся совместный проект по созданию тактильных рукодельных книг с участием студентов: «Мой город – мой любимый Мурманск», «Азбука для малышей». Студенты–волонтеры факультета специальной педагогики и психологии принимают участие в работе творческой мастерской, массовых мероприятиях библиотеки, что способствует их нравственному формированию как социально активных личностей, развитию практических навыков, необходимых для работы в социальной сфере. В процессе активной совместной работы с партнерами сложилась устойчивая система сотрудничества библиотеки и специалистов-тифлопедагогов, которая позволяет успешнее решать вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей с нарушением зрения. Итоговым материалом по работе с такими детьми стало издание сборника «Все отдаю детям»: из опыта работы учителей – дефектологов, тифлопедагогов, воспитателей области. Специалисты Мурманской областной специальной библиотеки для слепых уверены, что труд педагогов в этом направлении заслуживает особого внимания и послужит развитию тифлокраеведения Мурманской области.