Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (14)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)

ОБД Мемориал

БИБЛИОТЕКА КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Термин «социальное партнерство» широко используется учреждениями культуры. Но смысл, вкладываемый в это понятие, часто становится обозначением любого взаимодействия с различными организациями. Мы считаем, что с позиции специальной библиотеки социальное партнерство следует рассматривать как систему равноправных конструктивных взаимоотношений, направленных на защиту интересов инвалидов. Не будем подробно описывать все существующие виды и формы сотрудничества, понимая, что в каждой библиотеке накоплен свой опыт работы с социальными партнерами. Но хотим обратить внимание на роль библиотеки в качестве консолидирующего начала между партнерами. Специфика деятельности библиотеки для слепых, основными пользователями которой являются взрослые и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и специалисты разного профиля, позволяет увидеть проблемы инвалидов со всех сторон: социальной, образовательной, медицинской, юридической, культурной. Как правило, эти проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Решать их необходимо объединенными усилиями различных ведомств. Но, к сожалению, преодолеть межведомственные барьеры непросто. Социальное партнерство должно стать такой формой взаимодействия, которая решала бы значимые социальные проблемы в принципе, обеспечивая людям равные возможности для достойной жизни. Для того чтобы государственные учреждения, общественные и коммерческие организации, способные повлиять на изменение ситуации, смогли найти точки соприкосновения в решении конкретных задач, нужна объединяющая сила. Именно библиотека может стать такой объединяющей и движущей силой в развитии партнерских отношений. Основываясь на опыте нашей библиотеки, мы определили три последовательных этапа в становлении и развитии социального партнерства: • мониторинг проблем людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): анализ и систематизация требующих решения или прогнозируемых проблем; выявление первоочередной проблемы; выяснение степени заинтересованности различных ведомств в решении данной проблемы; • выработка механизмов взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, направленного на решение проблемы; • конструктивное взаимодействие, сотрудничество и развитие многосторонних связей между различными структурами. На первом этапе были предприняты следующие шаги. Сформирована целевая группа, куда вошли пользователи с ОВЗ и члены их семей. Выявлены проблемы, касающиеся непосредственно этой социальной группы. Определен круг потенциальных партнеров – различных учреждений и организаций, которые могут содействовать в решении проблем с ОВЗ. Проведен мониторинг ресурсов библиотеки (информационных, материальных, кадровых). Обозначены роль и место библиотеки в становлении социального партнерства. Второй этап был посвящен разработке механизма партнерского сотрудничества. Он представляет особую сложность по нескольким причинам, которые необходимо учитывать, а именно. Руководителям различных ведомств и учреждений трудно изменить формировавшуюся десятилетиями позицию в отношении инвалидов, несмотря на то, что сейчас ситуация, пусть медленно, но меняется. Между общественными, коммерческими организациями и государственными структурами сложились отношения, которые далеко не всегда можно назвать партнерскими. Общественные и родительские организации существуют изолированно. Чаще их усилия направлены на преодоление сиюминутных трудностей и решение локальных проблем конкретных людей. Все это, к сожалению, затрудняет выявление «болевых точек», расстановку приоритетов и выстраивание конструктивного диалога. Поэтому именно на втором этапе библиотеке необходимо взять на себя консолидирующую роль, выступить неким третьим независимым лицом, способным абстрагироваться от предвзятого взгляда на социальные и культурные проблемы и организовать конструктивное взаимодействие. Здесь необходимо пояснить, что библиотека не стремилась брать на себя руководящую роль. Но тесное общение с людьми с ОВЗ и членами их семей, деятельность коррекционного класса библиотеки, позволившие «изнутри» узнать потребности пользователей с ограничениями в жизнедеятельности, послужило пусковым механизмом к развитию партнерских отношений. Так сложилось, что традиционно деятельность любой библиотеки в значительной степени основывалась на альтруизме и энтузиазме. Это устраивало общество, т. к. учреждения культуры брали на себя определенную ответственность в решении целого ряда социальных проблем. Но сегодня социокультурные нормы диктуют необходимость перехода к новым моделям сотрудничества, качественному изменению связи «библиотека – общество». Принцип «игры в одни ворота» перестает действовать. Понимание этого привело библиотеку к установлению партнерских связей с государственными и общественными организациями. Ими стали: • министерство образования Республики Карелия; • уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия; • республиканские учреждения (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт повышения квалификации работников образования», Республиканский детский эколого-биологический центр); • республиканские общественные организации (Карельская республиканская организация Всероссийского общества слепых – далее КРО ВОС, Карельская региональная общественная организация инвалидов-опорников «Петросино»); • общественные родительские организации (Карельская региональная общественная организация родителей детей с синдромом Дауна – далее КРОО РДСД, Карельская региональная общественная организация родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата); • реабилитационные учреждения (Реабилитационный центр «Солнышко» Прионежского муниципального района, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник», Реабилитационный центр при ГУЗ «Поликлиника № 2» г. Петрозаводска); • муниципальные учреждения (МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»); • муниципальные специализированные дошкольные учреждения (МДОУ № 1, 11, 79); • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с ОВЗ (ГОУ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы–интернаты № 21, 23, 47); • средние специальные и высшие учебные заведения республики (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия», Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия «Петрозаводский педагогический колледж»); • учреждения культуры (ГУ «Карельский государственный краеведческий музей», ФГУК «Музей-заповедник «Кижи», ГУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»); • медицинские учреждения (ГУЗ «Детская Республиканская больница» и др.). В работе с партнерами библиотека использует самые разные формы взаимодействия. Зависят они в первую очередь от сферы их деятельности. Для примера возьмем некоторые формы сотрудничества с КРО ВОС. Обмен информацией о людях с нарушением зрения (предоставляем информацию о семьях, воспитывающих детей раннего возраста с патологией зрения). Участие в совместных проектах (проект «Первые шаги», разработанный с целью поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста). Финансовая поддержка совместных мероприятий. Организация и проведение совместных мероприятий («Школа для родителей», Летний реабилитационный лагерь, досуговые мероприятия для детей). Совместное участие сотрудников библиотеки и КРО ВОС в различных формах повышения квалификации (семинары, мастер-классы). Расширение круга партнеров, в том числе зарубежных (например, установление контактов с «Финской федерацией инвалидов по зрению»). На третьем этапе, выстраивая модель деловых отношений, поняли, что взаимодействие сторон будет действительно партнерским при соблюдении следующих условий: • взаимодействие должно формироваться вокруг социальной проблемы. При этом каждая из сторон должна быть заинтересована в ее решении; • каждому участнику партнерского объединения следует четко осознавать цель, роль и свои права, оценивать возможности и осознавать степень собственной ответственности. Поэтому необходимо разработать пакет документов, который регулировал бы все стороны социального партнерства с учетом интересов, специфики и возможностей каждого партнера. Не принято «дружить» по договору, но точно прописанные обязанности сторон позволят более четко строить такие взаимоотношения; • отношения современного уровня невозможно создать старыми методами. Следовательно, решение социальных проблем требует инновационного подхода. Мы можем констатировать, что нашу библиотеку стали воспринимать как учреждение, генерирующее новаторские идеи и технологии, ломающее стереотипы работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, на данный момент, довольно трудно, образно выражаясь, быть локомотивом, который с трудом сдвинул с места состав и теперь пытается толкать его вперед. Но есть надежда, что сможем убедить всех участников в необходимости взаимовыгодного сотрудничества; • истинное партнерство должно быть стабильным, долгосрочным и не зависящим от смены руководства; • в связи с тем, что государственные организации имеют ограниченный бюджет, финансирование совместной деятельности целесообразнее выстраивать, используя механизм проектной деятельности в области реализации социально значимых проектов. Например, уже два года в партнерстве с КРОО РДСД «Открытый мир» мы выигрываем гранты, позволяющие на высоком уровне оказывать информационно-психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающим детей раннего возраста с синдромом Дауна. Нельзя утверждать, что наша модель партнерских отношений, модель сотрудничества и развития многосторонних связей между различными структурами работает идеально, но уже сейчас можно прогнозировать, что результатом развития партнерских отношений станет возможность максимально эффективно решать глобальные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья и, в конечном счете, качественно улучшать уровень их жизни.