Информационный портал специальных библиотек для слепых
Пропустить меню
Карта сайта  
Светлый по тёмному

Библиотеки для слепых
в регионах России

Центральный регион (17)
Южный федеральный округ (6)
Северо-Западный федеральный округ (9)
Дальневосточный федеральный округ (5)
Сибирский федеральный округ (11)
Уральский федеральный округ (4)
Приволжский федеральный округ (13)
Северо-Кавказский федеральный округ (6)
Севастополь. Республика Крым (0)

ОБД Мемориал

На повестке дня — Социальные институты помощи.


Мария КОНОВАЛОВА,
директор Калужской областной специальной
библиотеки для слепых имени Н. Островского

Специализированные библиотеки для слепых выполняют не только свои непосредственные библиотечные функции, но также занимаются социокультурной реабилитацией инвалидов. Поэтому сотрудники таких учреждений должны обладать навыками социальных работников, чтобы уметь оказывать моральную поддержку, проявляя сострадание к своим читателям. Хотелось бы, чтобы в основе функционирования этой системы лежала национальная идея, идея милосердия, которую следует искать в русских просветительских  традициях.

Сострадание на Руси к сирым и убогим всегда являлось необходимым элементом общественной жизни. Мыслитель И. Ильин писал: "Русская идея — есть идея сердца... Это главный источник русской веры и русской культуры... Это путь нашего возрождения и обновления". Федор Михайлович Достоевский считал, что "стать настоящим русским, стать вполне русским ... это стать братом всех людей, всечеловеком ... это наш удел и всемирность".
Осознать и сформулировать общенациональную идею милосердия и сострадания пытаются и современные ученые. И. Чубайс сформулировал ее так: "Центральная идея новой России — идея обустройства, качественного, интенсивного роста".
Роль сотрудников библиотек в осмыслении, становлении, развитии и отстаивании национальной идеи и на ее основе принципов милосердия очень важна.
И было бы хорошо, если бы современные библиотеки выполняли еще и защитную функцию против проникновения и засилья современной западной масскультуры, основанной на культе жестокости. Чтобы противостоять этому явлению, нужно отбирать для фондов не только высокохудожественную, но и высоконравственную литературу, способствующую распространению в обществе традиционных русских ценностей; организовывать в библиотеках встречи с носителями национальной культуры, образования и науки, а также с национально ориентированными предпринимателями; взаимодействовать с учреждениями социальной сферы (семинары, встречи, конференции, обсуждения); сотрудничать с учебными и научио-исследовательскими институтами социальной направленности (обеспечить прохождение практики для студентов вузов на базе специализированных библиотек); проводить занятия по сострадательному отношению к инвалидам среди студентов вузов и в общеобразовательных учреждениях.
Сейчас многие руководствуются так называемой методологией системного подхода, она широко используется в науке, но в деятельности библиотек для слепых еще не применялись. Специализированные библиотеки для слепых (спецбиблиотеки), выполняющие одновременно и функции по социокультурной реабилитации инвалидов, входят не только в систему образования и культуры, но и в систему социальной защиты населения. Следовательно, к этим библиотекам можно применять и понятие "Социальный институт помощи (СИП)". Поэтому при использовании методологии системного подхода необходимо учитывать вхождение спецбиблиотек одновременно в две названные большие системы.
Из этого вытекает целый ряд специфических требований к работе таких библиотек. В подобных учреждениях должны работать библиотекари, не только знающие современное библиотечное дело, но и обладающие навыками социальных работников, психологическими знаниями и опытом, опытом прежде всего позитивного (оптимистического) сострадания, чтобы оказать поддержку читателям. Данные библиотеки необходимо оснастить и современным библиотечным оборудованием, и всеми видами тифлотехники, соответствующей современному мировому уровню. А еще сотрудники таких библиотек должны наладить совместную работу, с одной стороны, с массовыми библиотеками, учреждениями и организациями образования, культуры и спорта, а с другой — с реабилитационными центрами различного профиля, организациями здравоохранения, ВОС, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, использующими труд инвалидов по зрению.
Поэтому следует разработать теоретические основы для подсистемы специальных библиотек, чтобы создать на базе спецбиблиотек для слепых единую большую систему библиотечного обслуживания и социокультурной реабилитации инвалидов всех категорий.
Решению этой задачи мешают различные проблемы. Не во всех регионах удовлетворяются потребности инвалидов в полноценной реабилитации. Плохо скоординирована деятельность учреждений культуры, социальной сферы, здравоохранения и образования. Социальные и реабилитационные организации недостаточно приближены к инвалидам, а социальные службы еще часто действуют независимо друг от друга. Также ощущается нехватка выделяемых государством средств для создания материальной базы как для социальной сферы, так и для учреждений культуры; а для инвалидов различных категорий (кроме слепых и слабовидящих) не существует специализированных библиотек и других культурно-досуговых учреждений, хотя они им крайне необходимы.